Очень рано Горький познакомился с хлыстами, посещал их радения и всячески защищал их от обвинений в безнравственности. С большим сочувствием он рассказывает и о секте бегунов.
Сатана также давно привлекал внимание Горького. С течением времени он приобретает у Горького все более положительный смысл, но, повторяем, в гностической диалектике Горького Сатана часто меняется местами с Богом. Если в ранний период писатель отождествлял Сатану с инстинктом, то в поздний — он отождествляет его с разумом. Сатана — великий революционер. Это он стоит за революционными течениями Средневековья, а может быть, и нашего времени. Ведь вдохновлял же он альбигойцев, которые утверждали, что частная собственность — зло ("О женщинах"). Вот почему философ Семен Франк в статье, посвященной смерти Горького, мог сказать о глубоком трагизме Горького, лучшие порывы которого "были отравлены темными демоническими инстинктами".
Если мы вернемся к эпиграфу нашей статьи, то можем заметить, что Франк ломился в открытую дверь. Горький охотно признал бы наличие у него "демонических инстинктов", но он истолковывал их прямо противоположно Франку.
Теперь, когда Горький пишет про ценнейшую кровь, он для меня звучит как какой-то воннаби-каннибал-оккультист, спасибо Агурскому.
Но правда, если мозговое вещество не просто вещество, а умеет преобразовывать мир, то есть наделено какими-то мистическими свойствами, то, возможно, поглощение мозгов тоже творит чудеса?
#gothic_country
The Sad Bastard Book Club -- Thank You Corpses! Your Help Has Been Vital To Our Efforts. We Are Sorry About The Killing You Part... We Got A Bit Carried Away